Холодная красота Осло

Наше двухнедельное приключение, в ходе которого мы проехали 4000 километров по просторам Норвегии, началось, конечно же, со столицы, строгой, выхолощенной, ужасно дорогой и современной.
Осло оставляет приятные впечатления, несмотря на общую строгость, здесь красивый исторический центр с домами в стиле модерн. Дело в том, что 1624 году в городе произошел крупный пожар, а до этого момента все здания строились из дерева, однако после пожара все здания стали строить уже из камня и в современном на то время стиле.

В последние десять лет Осло сильно изменился, к кладези скандинавского модерна и классицизма добавились современные функциональные здания XXI века, которые запоминаются и меняют облик города — это здание Оперы, похожее не то на айсберг, не то на океанический лайнер, современный комплекс Музея Мунка, новое здание Музея современного искусства Аструп-Фернли. Прибрежная зона очень сильно меняется, а ведь еще 15 лет назад она была не доступна для жителей — здесь были доки и промышленные здания. Если вы увлекаетесь архитектурой и обликом городов, то в Осло вам не будет скучно.

Удивительно, но Осло не похож ни на Стокгольм, ни на Копенгаген, есть в нем что-то свое, особенное. Осло расположен в устье Осло-фьорда, но на фоне величественных Гейрангера и Люсе-фьорда, фьордом его можно назвать с большой натяжкой, скорее так, залив.
Погода выдалась довольно приятная, поэтому мы отправились гулять в парк скульптур Вигеланда, пожалуй, самое легендарное место в Осло. Парк площадью в 300 гектар усыпан сотнями скульптур на тему человеческого тела, семьи и детства, человеческих чувств и отношений. Скульптуры и композиции местами странные, местами очень трогательные. Самая известная из них — это Разгневанный мальчик, топающий ножкой. Найти скульптуру легко — к ней не подступиться из-за толп китайцев. Приходится искать необычные ракурсы.

Вигеланд творил в одно время с Роденом, его скульптуры отличаются похожей пластикой и состоянием, все они пребывают в движении (бег, танцы, объятия) и испытывают эмоции. Многие скульптуры носят глубокий подтекст, связанный с чувствами или сменой поколений. Интересно, что ни одна из скульптур Вигеланда не покинула пределов Норвегии, страна бережно хранит его наследие.

Мы жили рядом с пешеходной улицей Karl Johans Gate, где расположено множество кафе и магазинчиков, шикарное здание Парламента (Стортинг), а упирается она в Королевский парк. На этой улочке особенно поразило количество попрошаек и уличных торговцев и художников, для такой богатой страны, как Норвегия — это парадоксально.

Королевский дворец Осло очень лаконичный, напоминает датские дворцы, никакого лишнего убранства, простота, классицизм снаружи. Зато парк, разбитый вокруг дворца, и элитный жилой район неподалеку, приятно удивляют простором и красотой.
На пешеходной улице находится кафедральный собор Осло, но если вы ожидаете раскидистую готику — то нет, это будет в Тронхейме уже в конце нашего путешествия.

Собор Oslo domkirke не поражает масштабом или убранством, это довольно скупое красное кирпичное здание с колокольней. Нынешнее здание собора — третье по счету, построено в 17 веке. Интерьер собора гораздо ярче, чем внешний фасад — хотя стены окрашены в скандинавский белый, зато алтарь, кафедра и орган — все выполнено в стиле барокко. Роспись потолка — это уже современная работа 30-х-50х годов, это видно по отсутствию канона религиозной живописи, фигуры святых написаны довольно современно и красочно, местами даже — авангардно, похожий стиль использовали в росписи стен городской Ратуши и отдаленно напоминает советские росписи на стенах домов и дворцов культуры.
Район, где располагаются и парламент, и Национальная галерея, и ратуша, и упомянутая пешеходная улица Карла Йохана называется Квадратурен. Если посмотреть на него сверху на карте, то понятно, откуда взялось название: он правильной квадратной формы с четкими кварталами, плюс — все дома в нем похожи по стилю. Это район не без оснований претендует на звание культурного центра города, чтобы обойти все музеи, здесь не хватит и недели. Но к этому мы вернемся чуть позже.

Еще один пункт нашей прогулки — это Оперный театр Осло, он находится на берегу залива и на его крышу можно подняться, чтобы посмотреть на окрестности с высоты. Само здание оперы очень современное, немного даже космическое, район вокруг тоже очень интересный, хочется сидеть на необычной формы лавочках на парапете, прогуливаться и смотреть на Осло-фьорд. Рядом с оперным театром строится новый современный музейный комплекс, куда переедет музей Эдварда Мунка.
Под конец дня мы решили поискать еще несколько необычных скульптур, которыми славится Осло. Одна из них — это статуя супермодели Кейт Мосс внутри Folketeateret, она расселась там в откровенной позе лотоса. Кстати, недалеко от Folketeatret, на Torggatta 23 находится очень недорогая пиццерия Bari Pizza, которую держат эмигранты из Ближнего Востока, зато благодаря этому — цены для Норвегии очень низкие, а порции — огромные, еду с радостью складывают с собой. Здесь же можно взять шаверму или кебаб.
Следующий пункт программы — это сотни маленьких статуэток людей на Teatergata, авторства современного корейского художника Do Ho Suh, более 50 000 скульптур, которые едва достигают 10 сантиметров. Они носят название Grass Roots Square, эта композиция символизирует силу гражданского общества, как активность снизу может менять мир вокруг нас, начиная с малого.

На самом деле, в Осло еще немало интересных арт-объектов и памятников, в том числе, содержащих политические высказывания, например, вырывающаяся из-под асфальта огромная рука с розой в руке, а, как известно, роза — это символ социализма. Конечно, обойти все монументы нереально, но некоторые все же определенно стоит.
На следующий день мы отправились в Ратушу Осло, именно там вручают Нобелевскую премию мира, это единственная премия, которую вручают вне Швеции, остальные премии вручают в Стокгольме. Само здание — торжественное и внушительное, у него две основательные башни и огромные часы на фасаде, напоминающие средневековые часы на ратушах 16−17 века. Здание современное, строительство было запланировано еще в начале ХХ века, но из-за финансовых трудностей, а затем Второй Мировой войны, открыто оно было лишь в 1950 году.

На одной из башен установлен карильон, состоящий из 49 колоколов, каждый час он бьет красивую мелодию, а фасад украшен множеством скульптур.

Войти и погулять в главном зале можно всем желающим, а рядом со входом можно записаться на экскурсию, летом их проводят трижды в день: в 10, 12 и 14 часов. Экскурсия бесплатная (бесплатная, Карл!). Кстати, там же, прямо напротив сувенирного магазина, находится кабинет мэра и других чиновников, большая часть Ратуши — это выставочная экспозиция, а под работу городского совета используется меньшая ее часть.

Время и условия лучше уточнять на сайте Ратуши, они могут изменяться.
Главный зал расписан фресками и мозаиками на тему богатств и жизни Норвегии в XX веке — рабочих, крестьян, рыбаков, все в идеалах социально-демократического государства. Можно проследить, чем жила Норвегия до открытия нефтяных месторождений. Самое большое полотно находится на стене напротив входа, носит название «Труд. Управление. Празднование». Вспоминаются советские росписи на домах в стиле соцреализма и прославления советских достижений. Сам зал очень торжественный, облицован мрамором и окружен галереей, именно в нем и вручают Нобелевскую премию мира.

Интерьер ратуши в целом очень интересный, много деревянных скульптур, резьбы, статуй, поражают Банкетный зал и Зал заседаний, выполненный в виде полукруга, а в одном из помещений висит одна из работ Эдварда Мунка — Древо жизни, это помещение так и называется — Комната Мунка.
Еще одно популярное место в Осло — это остров Бюгдё или, так называемый музейный остров. Там расположены сразу 4 довольно интересных музея — Музей культуры викингов под открытым небом с привезенными из разных областей страны жилищами и настоящей ставкиркой, музей кораблей викингов с сохранившимися дракарами, которые пролежали на дне Осло фьорда 1000 лет, Музей Фрам с настоящим кораблем Нансена и Амундсена и Кон-Тики, музей, посвященный Туру Хейердалу и его миссиям. Нам из-за ограниченного времени предстояло выбрать 2 из 4. Поскольку нам очень уж хотелось посмотреть сохранившуюся ставкирку и изучить особенности раннего христианства в Норвегии, то первым к посещению был выбран музей культуры викингов, он же — музей норвежской культуры, а вторым — музей Кон-Тики.

От Ратуши до музейного острова можно добраться на автобусе или на кораблике, раньше он был полностью отделен от большой земли, но теперь — есть мост. Кстати, если вы планируете посетить больше двух музеев, то имеет смысл рассмотреть Oslo Pass, куда входит входной билет в них и проезд на общественном транспорте, включая кораблик до острова.
Музей норвежской культуры или народный музей — это open-air собрание традиционных норвежских домов, хозяйственных построек, лавок, церквей различных периодов, начиная с викингов и заканчивая ХХ веком, вплоть до 80-х годов. Всего здесь собрано 158 отреставрированных построек разных лет. Напоминает музей Скансен в Стокгольме, но постройки более старинные. Самым уникальным экспонатом является ставкирка 13 века. Ставкирки — это раннехристианские деревянные церкви, которые строились по тем же технологиям, что и норвежские корабли. Когда-то на территории страны их были сотни, но до наших дней дожили лишь единицы, их не сохраняли специально, растаскивали на другие постройки. Сейчас это наследие пытаются сохранить и открыть для публики историю раннего христианства в Норвегии.

Интересно, что музей населен «персонажами», они живут традиционной для тех времен жизнью: работают, заготавливают сено, пасут скот, играют музыку, танцуют, это выглядит очень интересно, попадаешь в какую-то невероятную атмосферу.
Еще одно интересное место в музее — это своеобразный многоквартирный дом с комнатами разных годов XIX и ХХ века — 30-х, 40-х, 70-х, 80х, состоятельных и бедных норвежцев, местами можно узнать предметы, которые были и в советских квартирах, проследить некую культурную общность.
Далее мы прошли буквально несколько метров и оказались в музее Кон-Тики — это целая экспозиция, посвященная Экспедициям Тура Хейердала, норвежского путешественника. В музее выставлены папирусная лодка «Ра», на которой он совершал плавание по Нилу, и бальсовый плот «Кон-Тики», на котором Хейердал с пятью компаньонами в 1947 году пытался доплыть от берегов Перу до архипелага Туамоту во французской Полинезии и тем самым доказать, что именно жители побережья Латинской Америки, вероятно, дали начало местной островной культуре.

Плот и лодка сделаны из традиционных материалов, то есть реконструкция путешествия должна была быть полной, даже запасы еды были приближены к реалиям того времени. На нижнем уровне плот можно осмотреть снизу, а также посмотреть, какие морские обитатели встречались путешественникам на пути.

Кстати, сам музейный остров тоже приятен для прогулок, у него красивый естественный берег, там приятно прогуливаться или посидеть и перекусить на берегу.
Не Мунком единым, подумали мы и пошли в Национальную галерею. Кстати, если вы не являетесь персональным фанатом норвежского экспрессиониста, но хотите посмотреть пару основных его работ — вам дорога именно в галерею, а не в музей Мунка, ведь «Крик» и «Мадонна» находятся именно там. Но есть и ряд менее известных, но более пронзительных картин, например, «Больная девочка», «Смерть в комнате больного», посвященные теме туберкулеза.

А еще много картин Моне и других импрессионистов: Сезанна, Ренуара, Мане, Дега, Гоген (вы уже заметили по другим статьям, что мы везде охотимся за импрессионистами), коллекция норвежской живописи 19−20 века (обратите внимание на еще одного норвежского художника — Харальда Сольберга и его романтичные, меланхоличные пейзажи Норвегии, например, яркие рыбацкие домики Рёруса и зимние пейзажи Рондана) и даже древнерусские иконы. По понедельникам галерея закрыта, прямо как Третьяковка. Вход стоит 50 крон, а комплексный билет 100 крон, причем по этому же билету можно попасть в еще ряд локаций, например, Национальный музей, вилла-музей Стенерсена и Музей современного искусства.
Эйлиф Петерссен
Летняя ночь
Эдвард Мунк
Крик
Эдвард Мунк
Ночь в Сен-Клу
Эжен Янсон
Stormy Night
Поль Гоген
Настурции и георгины в корзине
Клод Моне
Норвегия, деревня Сандвикен в снегу
Left
Right
Вечером заключительного дня в Осло мы решили посидеть на берегу залива и перебрались в современный район Aker Brygge, это район с современной архитектурой, красивым мостом, ведущим в соседний район к берегу Осло-фьорда. Раньше это был промышленный район с доком, а теперь здесь находится жилой квартал, рестораны, музей современного искусства, офис Google и несколько независимых галерей. Если не знаете, где прогуляться перед закатом — лучше места не найти. Ну разве что встреча заката на крыше Оперного театра может соперничать на равных.
Эта статья открывает серию материалов о нашем путешествии по просторам Норвегии в июле 2017 года, впереди фьорды, водопады, невероятные пейзажи, разноликие норвежские города. Как говорится, оставайтесь с нами!
comments powered by HyperComments