По дороге водопадов
Новый день и новая длинная дорога через природные красоты Норвегии.

На нашем пути в эти два дня практически не будет крупных городов, кроме конечного пункта: Бергена.

Этот маршрут - все о природе, ее мощи и красоте. Помимо фьордов в Норвегии есть так называемые национальные туристические автодороги. Они проложены мимо самых красивых мест и снабжены придорожными пунктами со столиками для пикника и туалетами.

Через каждые пару километров - неописуемая красота, только держите себя в руках. По одной из таких - 520 дороге или дороге водопадов мы и отправились в путь.
А еще Норвегия — лучшая страна для путешествия с палаткой. В стране каждый имеет право свободного доступа к природе, то есть вы можете поставить свою палатку чуть ли не где угодно — главное, чтобы это никому не мешало (не у кого-то во дворе). Многие идут на Трольстинген прямо с палатками, устраивают ночевки у подножия водопадов, в устье фьорда или на берегу озера. Также в стране развита система кемпингов. Это совершенно не наша история, поэтому мы жили в хостелах, небольших семейных отелях и гостевых домах, но если вы любите кемпинги - то обязательно попробуйте.

По сути, дорога водопадов (Ryfylke Route) - это отрезок шоссе RV13, ведущего из Ставангера в Берген, который и является нашей следующей стоянкой. По пути можно посмотреть с десяток водопадов разной конфигурации, но мы не останавливались у каждого, конечно. Начали мы наш путь снова с паромной переправы, всего мы пользовались паромами раз 5 или 7, они здесь разной длительности, от 10-15 минут до 40-45, но это все равно быстрее, чем объезжать это расстояние по берегу витиеватых фьордов.

Наш маршрут можно посмотреть на карте ниже.
Первым водопадом на нашем пути стал Svandalsfossen, названный в честь соседней деревушки Svandal, очень мощный и многоводный водопад, но самый красивый вид открывается, если подняться по металлической лестнице на смотровую площадку на его вершине. Кстати, эта лестница и сама выглядит как объект индустриального дизайна. Вода срывается с высоты 180 метров.
Еще один водопад, который встретился нам дальше по дороге - Espelandsfossen, он находится недалеко от местечка Сёуда. Водопад очень высокий, не очень бурный, но все равно очень красивый, будто вертикальная река, растекающаяся на сотни ручейков. Ниже по течению он впадает в не менее красивое озеро.
Одним из самых красивых водопадов на нашем пути стал Lotefossen, он расположен прямо посреди дороги совсем недалеко от предыдущей точки на маршруте. Красивый, мощный, каскадный, разделяется на два сильных потока, а в воздух поднимаются облака брызг, но высокая вероятность промокнуть стоит того, чтобы посмотреть на него вблизи.

После Лотефосса дорога продолжает двигаться вдоль красивейшего и очень узкого рукава Хардангерфьорда, мимо городков Одда и Тисседаль. Места там невероятные, сложно удержаться от желания останавливаться на каждом шагу.

Вскоре мы проехали по огромному вантовому мосту Hardanger Bridge. Его особенность помимо размера в том, что с обеих сторон въезд осуществляется через тоннель. Соответственно с моста мы въехали в длинный Vallaviktunnelen, внутри которого есть даже круговое движение, подсвеченное магической синей подсветкой. Еще один знаковый туннель в этих краях - Лердальский туннель, он ведет из городка Флам на восток, его протяженность - 24,5 км, он прорублен в скалах высотой 1600 метров. Внутри тоннеля на равной удаленности есть три пещеры, в них можно припарковаться и передохнуть.
Еще один выбранный нами водопад - это Skjervsfossen, чем же он интересен? Да тем, что изобретательные норвежцы построили возле водопада общественный туалет с панорамной (читаем: полностью прозрачной) стеной: находясь в туалете, можно наблюдать живописные потоки воды.

Но не туалетом единым, водопад этот очень красивый, состоит из нескольких потоков, а еще его можно осмотреть с самых разных точек - сверху, снизу и сбоку. Да, по мощи и высоте он уступает посещенным нами ранее, но зато на нем не очень много туристов и есть выбор точек осмотра: хотите - прогуляйтесь по каменной дорожке к подножию водопада, хотите - взберитесь на смотровую площадку на вершине излива, а хотите - спуститесь по лестнице и посмотрите на его падение сбоку.

По пути к следующей точке на маршруте мы проехали городок Voss, да-да тот самый где из того же источника, что питаем местный водопровод, разливают премиальную бутилированную воду с одноименным названием.
Последним в этот день водопадом на нашем пути оказался Tvindefossen, красивый ступенчатый водопад, высотой 150 метров, вода стекает по десяткам разноуровневых ступеней. К сожалению, летом он не такой огромный и мощный, как весной, когда тают ледники в горах, но все равно очень красивый. Рядом с водопадом, буквально возле его подножия есть кемпинг, те, кто поселились в нем могут даже завтракать и просыпаться с видом на водопад.
Мы сделали небольшой виток от маршрута, чтобы доехать до маленького городка в зеленой долине и в устье Согнефьорда - Флам, в нем стартует самый известный железнодорожный маршрут в Норвегии: Flåmsbana. Это старинные зеленые вагончики, которые проезжают 20 километров по серпантину через долину Флом мимо водопадов и бурных рек. Перепад высот составляет 863 метра.

Билеты на этот поезд нужно покупать минимум за сутки, проезд туда и обратно стоит 550 норвежских крон (57 евро), но есть и альтернативный вариант, если билетов нет или удовольствие кажется дорогим - проехать тот же серпантин на машине или на велосипеде. Причем, на машине можно проехать гораздо дальше, чем идет поезд и посмотреть на него в долине. Поезд делает остановку у красивого водопада Kjosfossen, он не очень высокий, но очень мощный, похож на бурную реку с порогами, рядом расположены деревенские домики.

Мы же проехали еще дальше конечной станции поезда - Myrdal, на самой вершине серпантина расположена прелестная ферма с пасущимися козами, там дают вкусный кофе и домашний сыр.

А еще нам повезло встретить на стоянке в игрушечном Фламе самый большой на тот момент пассажирский лайнер в мире - Queen Mary II, эта махина в узком фьорде производит впечатление.
От Флама совсем недалеко оставалось до Бергена, еще одного живописного норвежского города. Заночевать мы решили не в самом Бергене, а в уединенном отеле в устье фьорда - Fjordslottet.

На водопад Стейндальфоссен бы решили заехать отдельно по пути из Бергена, так как время уже было позднее, но при планировании маршрута вы можете его включить и в один день. Это тоже один из самых посещаемых водопадов в этих местах - за ним проходят мостки для людей, то есть можно в прямом смысле пройти за водопадом, позади бурного потока воды, подняться на смотровую площадку и вернуться обратно снова позади водопада. По высоте он уступает всем предыдущим, что мы видели, но зато дает невероятный опыт и эмоции. Кстати, возле водопада тоже есть кемпинг, хотя все же ночевать под шум воды удовольствие для избранных.
Берген
Норвежский Питер
Конечным пунктом этой части маршрута стал город Берген, по меркам Норвегии он довольно крупный, точнее даже второй по величине после Осло, и расположен в живописной гавани у подножия горы, точнее даже семи холмов. Главная точка притяжения в городе - это цветные деревянные домики на набережной.

Квартал носит название Ганзейская набережная и включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя, если присмотреться, многие домики уже не в лучшем состоянии, много раз перестраивались и восстанавливались. Но все вместе они смотрятся сказочно.

Интересно прогуляться немного вглубь старых кварталов, вот там множество белых домиков, многим из которых по два-три столетия. Как и в Ставангере, хозяева украшают двери цветами, венками, фонариками, чтобы разбавить белизну.

Конечно, как в любом портовом городе в Бергене очень красивая бухта с маленькими яхтами, рядом с ней простираются лотки рыбного рынка, где можно не только купить свежие морепродукты, но и, в зависимости от степени вашей заботы о судьбах животных, попробовать такие деликатесы, как колбаса из кита, лося или оленя.
Берген окружен несколькими возвышенностями, все они доступны для посещения. На одну из самых известных - гору Флёйен (Floyen) ведет старинный фуникулер Fløibanen. Советуем покупать туда билеты заранее через Интернет (сделать это можно прямо в очереди), тогда придется подождать только посадку, а не стоять сначала часовую очередь в кассу.

Фуникулер поднимает вас на высоту 320 метров под уровнем моря, да не очень высоко, зато у подножия лежит прекрасный городок, вид на фьорд и зеленые просторы открывается захватывающий. С верхней точки фуникулера можно прогуляться до вершины горы по нескольким трекинговым маршрутам, до вершины еще 620 метров, но по серпантину такой путь займет не менее пары часов, зато по пути есть кристалльно чистые горные озеры.

На смотровой площадке есть разные кафешки, детские площадки, сувенирные лавки, но мы просто взяли с собой вкусной норвежской клубники и поглощали ее с видом на фьорд, место для такого выездного обеда просто шикарное. Кстати, можно купить билет только один конец и спускаться с горы пешком.
В старом центре города находится озеро Lille Lungegårdsvan с фонтаном прямо в центре водной глади, вокруг стоят старинные домики, на озере живут лебеди и утки. В этом районе находятся основные местные музеи, но мы сделали выбор в пользу другого - Дома-музея самого таинственного композитора Эдварда Грига - Трольхауген (дословно - холм троллей), он находится за городом.

Пришлось немного проехаться на машине. Поместье композитора находится на берегу фьорда среди сосен и скал, он выбрал отличное место для вдохновения. Кстати, тут композитор и завещал себя похоронить, прямо в скале, ну почти что в пещере горного короля. Григ - это очень мистический и сказочный автор, он любил уединение, вдохновлялся скандинавским эпосом и традиционными народными инструментами.

Сам дом довольно скромен, рядом с ним стоит домик поменьше с видом на фьорд - это была мастерская композитора, куда он уединялся для написания новой музыки.

Вообще музей отличный, расположен в потрясяюще красивом месте, можно погулять по скалистому берегу, почувствовать, как Григ искал вдохновение, но есть один минус - в нем совсем не играет музыка, поэтому нет настроения самого Грига.
comments powered by HyperComments