Ставангер

Нефтяная столица Норвегии и её окрестности
После насыщенных полутора дней в Осло пришло время начать то, ради чего мы приехали в Норвегию — двухнедельный роад-трип, попытка объять необъятное и увидеть настоящую, не только городскую красоту этой страны.

Впереди нас ждали четыре тысячи километров дорог, десятки водопадов и паромных переправ, интересные города и, конечно, фьорды. В первый день нам нужно было добраться до следующего крупного города — Ставангера, нефтяной столицы Норвегии.
По пути мы решили немного взять на юг, к сожалению, время не позволяло сильно отклоняться от маршрута (как ни парадоксально при двух-то неделях впереди) и доехать до самой южной оконечности страны.

Первым делом мы решили посетить ставкирку, старинную каркасную церковь (да, той в музее культуры викингов в Осло нам оказалось мало) и заехали в Хеддаль посмотреть на еще одну — XIII века, самую большую из 28 сохранившихся в Норвегии.
Нам повезло прибиться к чьей-то экскурсии, которую проводила позитивная девушка в национальном костюме, она с юмором рассказывала о традициях древних норвежцев, например, почему в стене церкви с правой стороны множество отверстий от ножей: оказывается, стороны делились на мужскую и женскую, а норвежские мужчины втыкали мечи и ножи у входа, вешали на них одежду и головные уборы, не только ради удобства, но и как знак мирных намерений.

Отъехав совсем немного от Осло, мы поняли, что, ездить по Норвегии на автомобиле — удобно и приятно, по пути множество стоянок с туалетами и столиками для пикника, причём все они в очень живописных местах, например, мы остановились перекусить на одной возле горного озера и прогулялись вдоль реки с порогами.
Еще одним отклонением от маршрута стало посещение рыбацкой деревни Согндальстранд, это небольшая деревушка в устье фьорда со старинными деревянными домиками рыбаков, тихая и уединенная, в ней множество милейших деталей и вообще приятная атмосфера. Погуляли немного, посмотрели, как живут местные, но, конечно, так, чтобы никому не мешать.
Кстати, недалеко от нее есть еще одно место, заслуживающее внимание — это дома под скалами в местечке Хеллерен, рядом с самым южным фьордом Норвегии — Йёссингфьорд (Jøssingfjord), к сожалению, у нас на него не хватило времени, но, быть может, вы сможете наверстать это. Ну, а мы продолжили путь до Ставангера, как-никак, нужно было проехать еще сотню километров.
Мы поселились не в самом Ставангере, а в кластере Forus, это своеобразный Иннополис, но для нефтяных, топливных и исследовательских компаний, с футуристическими зданиями, например, здесь находится офис государственной компании Statoil. Ставангер стал таким, какой он есть сейчас, именно благодаря нефти, которая была найдена в гавани всего лет 50 назад, до этого это был небольшой рыболовецкий городок.

Сегодня Ставангер — довольно современный город, здесь много иностранцев, в основном они заняты в сфере нефтедобычи, но есть и немало исторического наследия. Стоит отдельного внимания старый центр города с домами конца 18 — начала 19 века и старинный Кафедральный собор.

Не стоит ждать кружевной европейской готики — это суровый, огромный, основательный каменный собор 12 века, хотя и в нем есть и радующие глаз элементы — остроконечные окна с витражами, готические розетки. По легенде, он построен королем Норвегии Сигурдом как искупление за развод, тогда это было провернуть невероятно сложно.
Broken Column
Собор стоит на озере, а его набережная — это отличное место для прогулок, кормления птиц, вокруг разбит парк, это своеобразный центр променадов в городе, а еще рядом есть несколько точек с уличной едой, большой рыбный рынок и часто проходят городские ярмарки.

В Ставангере много милых деталей и интересных арт-объектов, в том числе и граффити. Одна из таких деталей, это лестница для уток на озере, каждый год из озера выходит уточка с недавно появившимися на свет утятами, поэтому для них построили маленькую лестницу прямо из воды, это событие городского масштаба.

Еще один арт-объект пронизывает весь город — это «Сломанная колонна», работа Энтони Гормли, представляющая собой 23 одинаковые скульптуры, первая из которых находится на высоте 40 метров над уровнем моря, вторая ниже на 1 метр 95 сантиметров и так далее до последней, вкопанной в землю почти до макушки.
Центр Ставангера практически весь белый, традиция красить дома в белый цвет возникла потому, что белая краска в 17−18 веке была самой дорогой, ее было сложнее всего получать, схоже с тем, как в Голландии достаток показывали с помощью стеклянных окон или лесенок на крыше домов.
Сейчас белая краска стоит как все остальные, но традиция и сочетание белоснежных стен и оранжевой черепицы осталась. Кроме одной-единственной улицы — Ovre Holmegate. Там все дома выкрашены в разные приятные цвета, все началось с того, что свой дом выкрасил в ярко-розовый владелец парикмахерской на углу, что вызвало неоднозначные реакции, но потом его примеру последовали и другие владельцы.

Сегодня оттенки домов на улице подобраны художником Крейгом Фланнаганом, возможно, через какое-то время палитра будет обновлена, так что это место классное и живое, особенно на общем белоснежном фоне.
На этой улочке советуем зайти выпить кофе с лучшим в мире морковным пирогом в демократичное кафе-библиотеку Bøker & Børst, сядьте внутри в окружении книг или снаружи на террасе с пледом и видом на все цвета радуги.
В старом центре очень приятно гулять, тут невысокие дома с кучей приятных деталей — горшки с цветами, вывески, дверные ручки, фонари. Отдельно рекомендуем длинную извилистую улочку с жилыми домами — Tidegeilen, там самые красивые двери в городе.
Так мы неожиданно догуляли до усадьбы Ledaal — это особняк конца 18 века на западе Ставангера, который является официальной резиденцией короля Норвегии, когда он прибывает в Ставангер. Дом выглядит достаточно простым, в классическом стиле, он двухэтажный и деревянный, стоит посреди красивого парка.

К сожалению, внутрь попасть не удалось, но экскурсии туда бывают ежедневно летом и по воскресеньям в остальные времена года, конечно, если не проводятся официальные мероприятия. Изначально дом был построен для богатого судовладельца Габриэля Хьелланда, усыпальница его семьи находится на домовой территории.
Если вы устали от прогулок или погода не позволяет, то отличное место для побега — это Музей нефти, это крутой интерактивный музей, где рассказывается о процессе образования «черного золота», о работе платформ и нефтепереработке. Даже само здание музея выполнено в виде нефтедобывающей платформы. Тут можно самому управлять манипулятором на платформе для бурения, надеть костюм-скафандр для работ под водой, залезть в капсулу для погружения, все осмотреть, потрогать и покрутить.
Под вечер, поскольку у нас осталось время после прогулки, мы решили заехать на маяк Тунгенес, 1828 года постройки, он находится в пригороде, если вы любите маяки — обязательно съездите, это классический белоснежный маяк с красной крышей на пустынном побережье Северного моря, вокруг каменистый пляж и вереск — очень красиво.
Еще одна интересная локация в пригороде — это монумент Три меча в камне, символ объединения Норвегии, котороe началось после битвы при Хаврсфьорде около 872 года, и означает, что тогдашние короли племен норвежцев зарыли мечи в землю и объединились под одной короной.
Ставангер мы выбрали в качестве базы, чтобы осмотреть две великолепные природные достопримечательности Норвегии — Прекестулен (Preikestolen), скалу-кафедру, и Кьераг, огромный валун, зависший над отвесной пропастью, оба этих места находятся в живописном фьорде Люсефьорд.

Поэтому во второй день мы отправились на «кафедру». Добраться туда можно с помощью парома в городке Тау, паромное сообщение в Норвегии очень важное, ведь если проезжать тот же путь по сложному рельефу фьорда — это может занять вдвое-втрое дольше, а бензин в стране очень дорогой.

Паром идет около 45 минут, на него можно заезжать прямо на машине (кстати, логика очереди на паром нетривиальная, нужно вставать сначала в первый ряд, по мере его заполнения — во второй, далее — в третий, поскольку ряды заезжают по очереди). Заехав на машине на паром, из нее можно выйти, пойти купить билет, выпить кофе или поесть так называемых паромных блинчиков — они похожи на американские панкейки.

Стоимость парома для автомобиля до 6 метров — 167 крон (~1200 рублей) + 56 крон за каждого пассажира, кроме водителя. Актуальные цены за все сообщения можно посмотреть тут. Кстати, если вы используете электромобиль, например, Tesla, то паромное сообщение для вас бесплатное, как и платные дороги. О сравнении стоимости аренды электрокара и обычного бензинового мы писали в другой заметке.

После выезда с парома нужно еще немного проехать до парковки, оставить машину и начинать восхождение, идти придется как по камням, так и по грунту с травой, мужайтесь.

Норвегия — достаточно дорогая страна, но самые захватывающие достопримечательности здесь бесплатные, а именно — созданные самой природой.
Вид, который открывается с Прекестулена, когда стоишь или сидишь на краю пропасти, описать не представляется возможным, это нужно видеть, чувствовать, ощущать кончиками пальцев. Лучше смотрите фотографии. Ну и куда же без фотографии ног над отвесной пропастью, стоять на краю могут только отчаянные смельчаки, в основном, сидят или лежат и наслаждаются видами.

Место потрясающее, любые усилия, которые тратишь на пеший поход туда, стоят того (а идти только в одну сторону без малого 4 километра с перепадом высот, но подбадривает, когда тебя обгоняет добрая бабушка или мама с ребенком в рюкзаке за спиной). А еще мы застали момент, как кто-то делал предложение руки и сердца прямо на вершине.
К сожалению, ночью в регионе прошел сильный дождь, он продолжал моросить и утром, поэтому с посещением Кьерага у нас не сложилось, мы не рискнули подниматься по мокрой скалистой тропе, поскольку даже подъем и спуск по сухим скалам на Прекестулен дались нам нелегко, поэтому решили поискать другие скрытые достопримечательности. Одной из такой стал случайно найденный нами на карте 92-метровый водопад Манафоссен.
Мы доехали на машине до парковки в местечке Manabekken и встретили на пути очень интересный способ оплаты парковки: вот из этого ящика нужно взять бумажку-конверт, написать на нем номер машины, положить указанную сумму и сложить конверт в ящик. Можно также оторвать ярлычок с номером и положить на приборную панель, все на честность. Деньги идут на очистку парковки от снега и грязи, а также на содержание на ней туалета с теплой водой.

К самому водопаду тоже нужно было подниматься по отвесным скалам, цепляясь за поручни из металла, но зато подъем куда меньше по длине и высоте, а вид — захватывающий, шумный и мощный поток, падающий с огромной высоты из узкой расщелины в скале. Кстати, наверх от водопада продолжается туристический трек, можно подняться выше и разбить лагерь.

Полюбовавшись на водопад, мы решили посмотреть на еще одно явление природы — ледниковую осыпь Глоппедальсюра и горное озеро Бреясватнет. Это остатки каменной осыпи, возникшей в конце последнего Ледникового периода более 10 000 лет назад, валуны образовались после обрушения обледеневших скал. Фото не передает реальные размеры набросанных тут валунов — они размером с небольшой дом или внедорожник. Настоящий пейзаж для съемок фантастического фильма, например, «Затерянный мир».

Сам обвал находится в таком узком каньоне, движение туда и обратно через него часто ограничивают, то есть проезжать можно только раз в полчаса позади машины-конвоя. В нижней точке этого каньона находится местечко Byrkjedal (Dirdal), а в нем — классный магазин местной свечной фабрики (называется Byrkjedalstunet lys AS), там можно самому покрасить свечи, а еще купить разные локальные продукты.
У нас оставалось немного времени, поэтому мы решили съездить поискать еще одну таинственную локацию — монумент Мать Норвегии, установленный в заповеднике на огромном валуне, но она будто сквозь землю провалилась, мы проехали и облазили огромную территорию, но мать так и осталась непокоренной.

Мы не расстроились и прокатились до пляжей Северного моря в Суластранден — это широченная полоса песка недалеко от аэропорта Ставангера с очень красивыми видами, песок перемежается с красивыми скалами, поросшими травой и мхами, а еще — это самый протяженный по длине пляж Норвегии, по чистоте воды и песка — один из лучших в мире, но нас Северное море встретило всеми оттенками серого и холодной водой. На берегах подальше от воды сохранилось множество дзотов, пулеметных точек и бункеров времен Второй мировой войны, мы с удовольствием полазали по ним.
В окрестностях Ставангера много маяков, поэтому мы решили заехать на еще один — Kvassheim Fyr, он уже не действующий, работает как музей, совсем недалеко от него стоит настоящий, современный, а здесь можно осмотреть дом смотрителя и узнать, как работал маяк в 19 веке. Он также традиционного белоснежного цвета с красной крышей, аккуратный, ухоженный, можно погулять по побережью и понаблюдать за птицами.
На самом деле, вот так на ходу перестраивать маршрут в Норвегии при наличии машины — легко, можно только наметить крупные точки, а дальше тут на каждом шагу то живописный вид, то озеро, то скала, то водопад, то ледник, главное, удержаться от желания останавливаться через каждый километр, поскольку впереди еще много интересного.

Так подошли к завершению наши дни в нефтяной столице Норвегии и ее окрестностях, а дальше нас ждала дорога Водопадов.
comments powered by HyperComments
Следующий пост
Берген
Скоро :)